Нет предела акординскому творчеству по созданию и переименованию новых министерств! И каждый раз рождался плохо управляемый Франкенштейн. Об этом пишет Амиржан Косанов в своей статье в «Новой газете», комментируя смену министров в правительстве Казахстана: window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-327671-27', blockId: 'R-A-327671-27' }) }) Похоже, 1 сентября становится у нас не только Днем Знаний, но и Днем Послания президента к парламенту (читай: народу). Что ж, хоть какая-то стабильность. Нынешнее Послание достаточно критическое, хотя, конечно, не обошлось без успокоительных макроэкономических самоотчетов, с «рекордными» показателями. Видимо, как и прежде, глава государства опирается на доклады своего правительства, которое декорирует ему общую экономическую ситуацию и выдвигает очередные, сложно реализуемые прожекты. СМИ и соцсети пестрят заголовками, оценивая Послание Токаева: «Новая экономическая политика без программы». «Много красивых инициатив» и «Никаких конкретных механизмов». «Чучело лошади стоит на телеге без колёс – как памятник» — это про то, что, если Токаев будет проводить экономические реформы так же, как он проводит политические, то страну ждут тяжёлые времена. Потому что движений ни по каким направлениям нет. window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-327671-34', blockId: 'R-A-327671-34' }) }) window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-327671-26', blockId: 'R-A-327671-26' }) }) Если, со слов президента, у нас столько дыр и недочетов в экономической сфере, за которую отвечает правительство, то почему не прозвучало ни слова персонифицированной критики в адрес премьера, его замов, министров и акимов?! Видимо, потому, что он, президент, несет часть политической ответственности за тех, кого назначил своими указами — вспомним казахскую поговорку «өз қолын өзі кесе алмайды» («не может отрубить себе руку»), Судя по всему, эта ситуация давно не дает покоя Токаеву, и в Послании он заявил: «Именно на системе исполнительной власти будет лежать основной груз ответственности за реформы. Поэтому она сама, в первую очередь, нуждается в трансформации, базовые направления которой следующие. Во-первых, подготовка и исполнение отраслевых решений, а также персональная ответственность за результат будут целиком возлагаться на министров, которые своими приказами должны оперативно принимать необходимые решения. То же самое касается акимов на местах. Во-вторых, правительство будет нести полную ответственность за реализацию экономической политики. Оно должно обладать всеми рычагами самостоятельного управления экономикой без волокиты и бюрократии, без согласований с администрацией президента». Иначе говоря, правительство не просто исполняет спущенные сверху решения, и не только их готовит, но и само же отвечает за их качественное и своевременное исполнение. Токаев, таким образом, становится Верховным арбитром, Гарантом Конституции, законности и гражданских (как и прочих) прав всех казахстанцев. window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-327671-35', blockId: 'R-A-327671-35' }) }) Некоторые идеи президента, озвученные в Послании, попахивают банальным популизмом. В одной его части он говорит о необходимости холить и лелеять малый бизнес (МСБ), а в другой — с гордостью объявляет, что в целях увеличения доходов граждан поручает с 1 января 2024 года повысить размер минимальной зарплаты до 85 тысяч тенге: «Таким образом, мы за три года подняли размер минимальной оплаты труда в два раза. Данная мера позитивно отразится на благосостоянии около 1 миллиона 800 тысяч граждан, включая 350 тысяч бюджетников». Не спорю, бюджетникам с их чадами и домочадцами на какое-то время жить станет лучше и веселее. А что делать малому и среднему бизнесу? Увеличивать фонд оплаты труда – повышение минимальной заработной платы обязательно для всех организаций, а не только для бюджетных. Стало быть, владельцам МСБ ничего не останется, кроме как добавлять нули на ценниках своих товаров и услуг. Еще один пример. В Послании президент говорит том, что «Казахстану необходим конкретный перечень из не менее чем 15 крупных проектов в экономике, к осуществлению которых нужно активно подключать как иностранных инвесторов, так и отечественный бизнес». Названы такие направления, как «глубокая переработка металлов, нефте-, газо- и углехимия, тяжелое машиностроение, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений». Неужели президент не понимает, что такие предложения напоминают былые программы елбасы, с большими цифрами, и с такими же благими пожеланиями («100 корпоративных лидеров» и тому подобные)? Насколько реалистичны эти поручения? Буквально вчера обсудил Послание со своим старшим товарищем, у которого большой опыт работы во власти и в бизнесе. Так вот, он на днях приходил в институты развития аграрного сектора за очередным кредитом в свой устоявшийся и не раз профинансированный при старом Казахстане бизнес (как добросовестный заемщик ранее он без проблем получал такую помощь), и нарвался на сакраментальный ответ: в казне денег нет! Неужели власть скрывает от нас истинное положение дел с государственными и банковскими финансами? Судя по всему, президент большую часть кадровых и экономических проблем намеревается решить исключительно реорганизацией и созданием очередных профильных министерств. В этой связи он издал указ «О мерах дальнейшего совершенствования системы государственного управления РК», в соответствии с которым созданы Министерство водных ресурсов и ирригации, Министерство транспорта, Министерство туризма и спорта, Министерство культуры и информации, Министерство промышленности и строительства. Так мы портфелей для алчных и амбициозных чиновников, состоящих на довольствии у президента, и желающих непременно стать министрами, не напасемся. Человек был министром и акимом: не назначишь его на хлебную должность, получишь очередного врага, который знает внутреннюю кухню власти. И, не дай Бог, обиженный чиновник уйдет в оппозицию! Нет предела акординскому творчеству по созданию и переименованию новых министерств! И каждый раз рождался плохо управляемый Франкенштейн. window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-327671-39', blockId: 'R-A-327671-39' }) }) window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-327671-40', blockId: 'R-A-327671-40' }) }) Девять месяцев проработала министром экологии и природных ресурсов 33-летняя Зульфия Сулейменова. Ее ровесник, бывший глава Министерства культуры и спорта РК, Асхат Оралов тоже пробыл в Кабмине девять месяцев. Бывший министр информации и общественного развития Дархан Кыдырали находился в министерском кресле в должности ровно год. Эти примеры говорят о катастрофической текучести кадров в Новом Казахстане. Такая кадровая чехарда может привести к политической нестабильности, а все неудачи ставленников президента рано или поздно будут ассоциироваться с именем того, кто из назначил. Но против такой кадровой чехарды есть противоядия. Это – учет мнения гражданского общества, и не аффилированного с властью экспертного сообщества. Не мешало бы учитывать его при назначении тех или иных министров и акимов. И не стоит призывать кадровых дипломатов для решение сугубо внутренних задач: у послов и протокольщиков специфическое восприятие мира. Это – отказ от игр в демократию, когда двух претендентов на должность акима области предлагает сам президент. Власть до сих пор не доверяет своим гражданам выборы акимов областей, но что мешает ей дать возможность президентскому выдвиженцу посоревноваться с реально альтернативным конкурентом от общественности? Это – не постепенный и робкий (как видно по последним назначениям) отказ от одиозных кадров старого Казахстана, которые до сих пор победно шествуют по карьерной вертикали. В противном случае мы обречены еще несколько лет жить с деятелями, дискредитировавшего себя периода нашей истории. И тогда всем самым благим президентским посланиям грош – цена. window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.renderWidget({ renderTo: 'id-C-A-327671-42', blockId: 'C-A-327671-42' }) }) Поделиться

Нажмите чтобы перейти к источнику

0 Комментариев