- 34ºc, Солнечно
- Mon Nov 2024
Представители гражданского общества обеспокоены принятым Жогорку Кенешем 6 марта 2022 года во втором и третьем чтении проектом закона «О государственных закупках». Приняв его, парламент вывел из-под действия закона закупки, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями, акционерными обществами, где 50 и более процентов доли участия в уставном капитале принадлежат государству, в том числе их дочерними хозяйственными обществами. Ниже приводим текст обращения: Мы, представители гражданского общества, обеспокоены принятым Жогорку Кенешем 6 марта 2022 года во втором и третьем чтении проектом закона «О государственных закупках», которым парламент вывел из-под действия данного закона закупки, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями, акционерными обществами, где 50 и более процентов доли участия в уставном капитале принадлежат государству, в том числе их дочерними хозяйственными обществами. Исключение акционерных обществ и их дочерних компаний (далее по тексту – АО) и государственных/муниципальных предприятий (далее по тексту – ГП/МП) из-под действия закона «О государственных закупках» (далее по тексту – закон ОГЗ), содержит в себе серьезные коррупционные риски. Обеспокоенность вызывает вопрос обеспечения прозрачности закупок АО и ГП/МП, учитывая, что ежегодный объем проводимых ими закупок достигает порядка 25,3 млрд. сомов, а это 38,5 процентов общего объема государственных закупок в стране. При этом, экономия средств от проведения прозрачных и открытых процедур закупок в 2021 году среди АО, ГП/МП составила 3,0 млрд сомов. На сегодняшний день, действующий портал государственных закупок (http://zakupki.gov.kg/) обеспечивает открытость и прозрачность, так как является единственной точкой доступа к информации о проводимых закупках, от плана закупок до заключения договоров. Действующий закон ОГЗ предоставляет возможности для АО, ГП/МП проводить свои закупки прозрачно, открыто и эффективно. Также, как указано выше, наблюдается значительная экономия, которая достигается за счет расширения конкуренции. Однако, с выведением АО и ГП/МП из-под действия закона ОГЗ, существуют серьезные коррупционные риски, такие как: Увеличение коррупции. АО, ГП/МП будут проводить закрытые закупки, присуждая победу только своим, так называемым «любимым» поставщикам, которые будут делиться с ними, предоставляя так называемые «откаты». Это, безусловно, скажется на увеличении цен закупаемых товаров, работ и услуг, а об экономии средств вообще можно позабыть; Снижение государственного контроля за деятельностью АО, ГП/МП, и как следствие, неэффективное использование средств налогоплательщиков Кыргызстана. Необходимо отметить, что все вышеупомянутые организации входят в государственный сектор, и практически все получают огромные суммы средств из государственного бюджета в виде субсидий, целевых бюджетных ассигнований, средств на увеличение уставных капиталов, льготных кредитов, а также в виде платы с населения за предоставляемые услуги; Непрозрачные закупки. Закупки АО, ГП/МП хотят вывести «в тень», а это является нарушением личным прав и свобод граждан, установленных Конституцией Кыргызской Республики. Так, статьей 33 Конституции предусмотрено право граждан на получение информации о деятельности юридических лиц с участием государственных органов и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов. Закрытые закупки. Многие представители бизнеса не будут иметь доступа к закупкам, проводимым АО, ГП/МП. Доступ к закупкам АО, ГП/МП будут иметь только аффилированные и приближенные лица, с которыми легче договориться. Таким образом, нарушается закон «О конкуренции» и ущемляются права предпринимателей, гарантированные законом «О защите прав предпринимателей». снижение доверия со стороны бизнеса и гражданского общества. Таким образом, выведение АО, ГП и МП из-под действия закона ОГЗ приведет к созданию условий для процветания коррупции, что является нарушением принципов осуществления государственной власти, установленных Конституцией. Напомним, что в соответствии со статьей 4 Конституции, государственным должностным лицам запрещается осуществлять действия, создающие условия для коррупции. При этом, депутаты Жогорку Кенеша также являются государственными должностными лицами и при принятии решений должны опираться на международные обязательства страны, анализ регулятивного воздействия, и учитывать лучшие международные практики. Действие Парламента могут запустить эффект домино и привести к краху систему государственных закупок, которая работала и развивалась исключительно в положительном направлении последние 7 лет. За этот период закупки в стране стали более эффективными из-за ее прозрачности, благодаря переходу на электронный формат. Портал государственных закупок (http://zakupki.gov.kg/) за период своего существования позволил выявить множество коррупционных схем в этой сфере, в том числе с участием АО и ГП/МП и было возбуждено не одно уголовное дело. Кроме того, выведение АО, ГП/МП является нарушением норм Договора о ЕАЭС, а именно статьи 88, в которой установлено обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок и предоставление национального режима в сфере закупок, развитие конкуренции и противодействие коррупции. В свою очередь, это может оказать влияние на международном имидже страны. Уважаемый Садыр Нургожоевич! В свете вышеизложенных обстоятельств, мы обращаемся к Вам, как к главе государства, гаранту Конституции, прав и свобод граждан, и просим Вас не допустить выведения из-под действия закона «О государственных закупках» акционерных обществ, в том числе их дочерних хозяйственных обществ, государственных/муниципальных предприятий. Мы просим Вас не поддерживать и возвратить проект закона «О государственных закупках» с возражениями. ОО «Партнерская группа Прецедент» Жедигерова Ильяна ОО «АПГИ» Сатыбеков Бакыт ОБФ «Первый детский хоспис» Труханова Ольга ОФ «Помогать легко» Аляева Динара Гражданский активист Карасартова Рита ОЮЛ Ассоциация «Смарт Жаран» Убышева Эркина ОО «Психическое здоровье и общество» Макенбаева Бурул ОФ «Клооп Медиа» Анна Капушенко ОФ «Гражданские инициативы» Ошурахунова Динара Ассоциация «Сеть Снижения Вреда» Токтогулова Мадина ОО «Социум» Эстебесова Батма ОФ «Вместе против рака» Гульмира Абдыразакова ОФ «Эргене» – Тынара Касымалиева ОО «Психическое общество и здоровье» — Лиля Пантелеева ОФ «Истихсан» — Мадина Токтогулова ОФ «Данко» — Нурбюбю Керимова ОФ «ЗиОМ21 веке» — Гулипа Шейшенова ОО «Шоола Кол» — Антонина Ли ОО «Таис Плюс Два» — Байгазы Эрматов ОФ «Здоровое поколение» — Темирбек Эркинов ОФ «Поверь в себя» — Умид Шукуров ОФ «Подруга» — Надежда Шаронова Национальная неправительственная организация «Кыргызский Альянс планирования семьи» в 5-ти регионах КР – Бактыгуль Бозгорпоева СПИД фонд Восток-Запад в КР- Наталья Шумская Коалиция за бюджетную адвокацию в Кыргызстане (свыше 50 ОГО) Ассоциация снижения вреда (9 ОГО) Союз пациентстких сообществ в КР (8 ОГО) Ассоциация паллиативной помощи (4 ОГО) Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-327671-24', blockId: 'R-A-327671-24' }) }) !(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push( {id:'nivi-xakiwazohuqoyowirawu',block:'127749', site_id:'23435'} );})(window, 'mtzBlocks'); Поделиться
0 Комментариев