- 34ºc, Солнечно
- Mon Nov 2024
Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), управляющей структуры Евразийского экономического союза (ЕАЭС), обсуждает перспективы своей работы в условиях резкого изменения из-за санкционного давления ситуации с внешней торговлей России и Белоруссии. Дискуссия в закрытом режиме с Казахстаном, Арменией и Кыргызстаном идет непросто и пока закончилась лишь продлением нулевых пошлин на мальков лосося. Уже понятно, однако, что растущие транзитные возможности стран ЕАЭС оцениваются ими не настолько высоко, чтобы заведомо компенсировать новые интеграционные риски и риски вторичных санкций, а встречные ограничения экспорта РФ и Белоруссией создают проблемы поставок внутри союза. Об этом сообщает Коммерсантъ. Совет ЕЭК — в него входят профильные вице-премьеры стран ЕАЭС, а возглавляет глава ЕЭК Михаил Мясникович — 17–18 марта по опубликованной повестке должен был заниматься рутинными вопросами, включая обсуждение минимальных гарантий медпомощи работникам из стран союза и членам их семей (в рамках развития общего рынка труда) и поправок к техническим документам. Однако, по данным “Ъ”, весь совет посвящен новым темам, связанным с санкциями большинства развитых стран мира в отношении России и Белоруссии в связи с военной операцией РФ на Украине. Как рассказывают источники “Ъ”, большая часть совета ЕЭК прошла в узком составе (только глава ЕЭК и заместители глав правительств РФ, Белоруссии, Казахстана, Армении и КР) из-за чувствительности темы для экономик всех стран—участниц союза: по словам собеседника “Ъ”, знакомого с содержанием актуальной повестки встречи, более половины вопросов в ней были помечены грифом «ДСП». С российской стороны в совете участвует вице-премьер Алексей Оверчук — до заседания он отдельно встретился с казахстанским «промышленным и торговым» вице-премьером Бахытом Султановым. На встрече шла речь о «налаживании кооперационных производственных цепочек на евразийском пространстве» и о выполнении плана мероприятий по реализации межправительственной Комплексной программы экономического сотрудничества на 2021–2025 годы — она, кроме того, предполагает расширение пунктов пропуска на границе и транспортных поставок (напомним, Казахстан — наиболее перспективный в ЕАЭС партнер РФ в организации поставок промышленной продукции и электроники из КНР в обход санкций). Также вице-премьеры обсуждали «противодействие сомнительным финансовым сделкам». Как рассказывают собеседники “Ъ”, знакомые с содержанием вчерашних дискуссий в ЕЭК, работа совета началась в напряженной атмосфере на фоне резко возросшего уровня противоречий в интеграционной работе ЕАЭС в условиях жестких санкций против двух его членов — экономическая устойчивость России и Белоруссии зависит в том числе и от «контрсанкционной» поддержки остальных государств ЕАЭС. При этом сами союзники крайне заинтересованы в нераспространении санкций на их страны, но связаны юридически обязывающими межгосударственными и межправительственными соглашениями. «ЕАЭС, напомним, в последние годы развернул широкий спектр программ по интеграции национальных рынков в единый союзный — они затрагивают ТЭК, торговлю, финансы, рынок труда, строительство и т. д. Предполагалось, что отчасти это станет альтернативой свернутому после присоединения Крыма к РФ в 2014 году сближению рынков РФ и Евросоюза. Однако в нынешних условиях интеграция рынков ЕАЭС несет определенные риски для их национальных экономик — вопрос в соотношении их с потенциальными выгодами от транзитной роли и интеграции», пишет СМИ. В качестве «экстренных» тем вчерашнего обсуждения собеседники “Ъ” называют, в частности, необходимость ухода от долларовых расчетов и конвертации в доллары собранных пошлин (у ЕАЭС единая таможенная граница) и распределение этих сборов внутри союза (пропорционально сборам пошлин странами до вхождения в ЕАЭС). Оба эти вопроса, по сути, объединяет курсовая проблема: с частичной утратой рублем свободной конвертируемости придется определить, какой из нерыночных курсов будет применяться в случае пересчета всего объема сборов в рубли. Еще одна проблема — в том, что «корзина» сборов в национальных валютах стран ЕАЭС не соответствует структуре валютного рынка союза. Также обсуждалась и реакция стран-участниц на экстренные контрсанкционные меры по ограничению РФ и Белоруссией экспорта отдельных технологических и сырьевых товаров: многие поставки являются критическими для партнеров по ЕАЭС и могут вызвать ответные ограничения. В силу масштабов интеграции ЕАЭС в последние годы медленно выходил на подписание формальных документов и вне санкционных обстоятельств. Косвенным подтверждением актуальности описанной повестки, однако, может служить обнаруженная вчера агентством «Интерфакс» публикация проекта решения ЕЭК о пересмотре порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин между странами ЕАЭС — он фиксирует планы отказа от использования доллара США в качестве универсальной валюты для выражения внешнеторговых показателей, но новой модели расчетов не содержит. Факт консультаций о пересмотре порядка взаиморасчетов в ЕАЭС ранее подтверждал и вице-премьер Казахстана Бахыт Султанов, и глава Минфина Белоруссии Юрий Селиверстов, настаивавший, что от доллара «надо отходить» и «с учетом ограничений, которые появляются, это надо делать очень быстро». В итоге единственным согласованным «контрсанкционным» решением, которое было опубликовано по итогам совета, вчера стало продление нулевых пошлин на молодь лосося и форели до 2025 года «для развития внутреннего рынка союза» — о решении вопросов, отличных от проблемы красной рыбы, если они и были, ЕЭК не объявляла. Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.Context.AdvManager.render({ renderTo: 'yandex_rtb_R-A-327671-24', blockId: 'R-A-327671-24' }) }) !(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push( {id:'nivi-xakiwazohuqoyowirawu',block:'127749', site_id:'23435'} );})(window, 'mtzBlocks'); Поделиться
0 Комментариев